ФИЛАТЕЛИЯ
ФИЛАТЕЛИЯ | Энциклопедия Кругосвет
ФИЛАТЕЛИЯ
ПРОИБРЕТЕНИЕ МАРОК.
Начинающие коллекционеры могут собирать марки от писем, которые присылают им знакомые, путешествующие за границей, покупать марки через местные отделения связи, филателистические агентства или почтовые ведомства. Помимо неофициальных покупки или обмена в среде коллекционеров наилучшим источником получения большинства марок является их покупка в специализированном магазине. Торговля предметами филателии хорошо организована по всему миру, например, торговцами, представленными Американской ассоциацией торговцев марками или (в Великобритании) Обществом торговцев предметами филателии. Большинство значительных филателистических объектов, некоторые из которых не уступают по цене лучшим произведениям искусства, продаются на аукционах. В Европе первый филателистический аукцион состоялся в Париже в 1866. В 1991 в мире работали уже 244 филателистические аукционные фирмы, основная часть из них находилась в Германии, Швейцарии, Англии и США. В последнее время можно принять участие во многих аукционах и заочно, используя возможности Интернета.
КАТАЛОГИ.
Одним из самых замечательных достижений филателии было составление каталогов, включающих все когда-либо выпущенные марки. Немногие виды хобби могут похвастаться такой литературой. Начиная с простых брошюр 1860-х и до объемистых изданий нынешнего времени, состоящих из 2500 и более страниц, каталоги всегда были и остаются основным руководством для филателистов. Каталоги снабжают коллекционеров существенной опознавательной информацией и относительной оценкой стоимости предметов. Большинство каталогов содержит также историческую и другую информацию.
Филателисты Великобритании предпочитают пользоваться каталогом Стенли Джиббонза из-за его умеренной цены и подробного перечня марок. Впервые опубликованный в виде 16-страничной брошюры в 1865, этот общий каталог ныне выпускается в виде трех томов большого объема. В США первым и все еще самым популярным является каталог Скотта (Scott’s). Впервые изданный в 1867, он выпускается и сегодня специальным отделом крупной фирмы, занимающейся публикацией журналов. Система нумерации, разработанная для каталога Скотта, принята как стандартная практически для всей американской филателистической литературы и торговли. Вторым и более новым каталогом, использующим иную систему нумерации, является «Новый всемирный каталог Минкуса» (Minkus New World-Wide). Впервые выпущенный в 1954, он приобрел значительную популярность благодаря обширным комментариям по художественному оформлению и истории марок.
В континентальной Европе швейцарский каталог «Цумстайн» (Zumstein), германский «Михель» (Michel) и французский «Ивер» (Yvert) являются наиболее авторитетными. Большинство издателей составляют также специализированные каталоги по отдельным странам или группам стран, которые в этом отношении являются более подробными, чем общие каталоги.
ПРОЧАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Первый марочный журнал «Ежемесячные объявления» (The Monthly Advertiser) появился в Англии в период от 1862 до 1864. Первый американский журнал «Обзор для коллекционеров марок» (The Stamp Collectors Review) впервые вышел в свет в 1864. «Американский филателистический журнал» (The American Journal of Philately) (1968) был первым серьезным изданием на уровне научной журналистики. Современные британские издания включают популярный журнал «Любитель марок» (The Stamp Lover) и научный «Лондонский филателист» (London Philatelist), орган Королевского филателистического общества. В США его аналогом является журнал «Филателист из клуба коллекционеров» (Collectors Club Philatelist), издаваемый Клубом коллекционеров Нью-Йорка. «Американский филателист» (American Philatelist), журнал Американского филателистического общества, публикуется без перерывов, начиная с 1887.
АЛЬБОМЫ.
Альбомы для хранения марок были впервые изданы Жюстеном Лалье в Париже в 1862. В принципе они мало отличались от тех, какие используются теперь. Печатный альбом содержит страницы с напечатанными названиями стран и местом для марок, которые располагаются в нужном порядке. Иллюстрации показательных выпусков целенаправленно располагаются по всей книге, чтобы создать основу для систематизации размещения марок. Качество печатных альбомов меняется от недорогих изданий в бумажной обложке для подростков и до «всемирных» альбомов, способных вместить 100 000 марок, и сериальных альбомов из 30 и более книг, охватывающих почти все основные серии.
Конверты и почтовые бумаги хранить труднее, чем клеящиеся марки, однако они могут размещаться в альбомах, содержащих прозрачные папки для помещения в них коллекционируемых предметов; они могут также закрепляться на страницах с крепящими полосками бумаги и фотоуголками.
Чистый альбом является тем средством, которое филателисты используют, чтобы превратить коллекционирование марок из простого собирательства в искусство. Альбом, как правило, представляет собой книгу с перекидными листами, совершенно чистыми или содержащими едва намеченные печатью уголки, чтобы облегчить размещение марок. Работая с чистым альбомом, коллекционер может по своему вкусу систематизировать расположение марок и сделать надписи и украшения. Коллекционер стремится так расположить свой материал, чтобы он как бы рассказывал некую историю. Почти все экспонаты на конкурсных показах размещаются на чистых альбомных страницах.
ОБРАЩЕНИЕ С МАРКАМИ.
Хотя марки представляют собой лишь уязвимые кусочки бумаги, при аккуратном обращении они могут существовать столетия. Самым важным инструментом для филателиста является пинцет, специально изготовленный для работы с марками. Новые приобретения и дубликаты хранятся в альбомах-запасниках, имеющих прозрачные кармашки, в которые вставляются марки.
Марки надо защищать от прямых солнечных лучей, высокой температуры и влажности. Их ни в коем случае нельзя приклеивать клейкой лентой или не специализированным клеем. Если они крепятся с помощью полосок бумаги, для их прочного закрепления надо использовать минимальное количество влаги. Если они помещаются в прозрачный кармашек, то тот должен быть достаточно большим, чтобы не повредились края марки, и ничто не препятствовало бы доступу воздуха, предотвращающего залипание клея.
ПОЯВЛЕНИЕ ФИЛАТЕЛИИ
Первые марки. Хотя почтовые системы существовали уже во времена Вавилонской империи, а историки почты считали большой удачей, когда находили почтовые предметы, относящиеся к 14 в., почтовые марки и филателия – новшества 19 в.
В Англии просветитель Роуланд Хилл заложил основы обоих этих предметов в 1837 публикацией брошюры, озаглавленной Реформа почтовой службы: ее значение и осуществимость. Ключевыми моментами программы Хилла были предоплата почтовых услуг и постоянство внутренних тарифов по весу корреспонденции, независимо от расстояния ее пересылки. Ранее почтовые платежи определялись расстоянием пересылки письма и количеством вложенных в конверт листов бумаги. Хилл убедительно показал, что именно сложность обработки корреспонденции на почте, а не расстояние ее пересылки, обусловливает большую часть стоимости почтовых услуг. Он также заключил, что когда тарифы будут снижены до более приемлемого уровня, объем корреспонденции увеличится, что скомпенсирует стоимость пересылки. Чтобы облегчить обработку, он придумал систему предоплаты для замены прежнего правила, согласно которому почтовые услуги оплачивал адресат.
Хилл предложил два новшества: во-первых, разновидность предоплачивемого конверта и, во-вторых, клеящуюся почтовую марку. Первое, названное конвертом Малреди (по имени его художника-оформителя Уильяма Малреди), очень быстро вышло из употребления из-за внешнего вида, вызвавшего множество споров среди современников. Второе, строгая черная марка с изображением юной королевы Виктории, было воспринято с энтузиазмом с первого дня своего выпуска 1 мая 1840 и первого дня использования 2 мая 1840.
Примерно через два года почтовая марка была принята в обращение одной частной почтовой службой Нью-Йорка. Следующими стали использовать марки Бразилия и два швейцарских кантона, Цюрих и Женева, а за ними – все цивилизованные страны мира.