Кино в жизни Волъного Филателиста
Иван Переверзев - русский актер
Была у мальчишек послевоенной поры увлекательная игра под названием «кадрики». Кинотеатры тогда открывали, а не закрывали, в рестораны не переделывали, и работали они на полную силу, как и следовало по ленинскому лозунгу «Из всех искусств для нас важнейшим является кино», что висел, помню, в фойе кинотеатра МЮД (Международный юношеский день). Детских сеансов там давали больше, нежели в находившихся рядом, в самом центре Свердловска, кинотеатрах «Октябрь» и «Совкино». Вот и перевозили коробки с лентами от одного к другому. И немудрено, если лента даже по ходу показа рвалась, – в зале зажигали свет, и зрители, кто спокойно, кто с недовольными ахами, ждали, пока киномеханик ее не склеит, а порванные куски отрежет, бросив их в мусорную корзину. За этими-то кусочками, при разглядывании которых на свет можно увидеть лица любимых актеров, мы и охотились, разрезая потом на отдельные «кадрики» и прикрепляя в сделанные собственными руками альбомы – наподобие почтовых марок, но с вырезами для просмотра. Из таких «кадриков» составлялись при удаче и целые сцены, а к каждому фильму, по условиям той игры, нужно прибавить было от себя соответствующее описание – с именами режиссера, сценариста, оператора, художника, композитора и даты выпуска. В этом мы и соревновались, собравшись у кого-нибудь дома, желательно для справок и уточнений, с большой библиотекой. Обычные же полки с книгами имелись едва ли не в любой семье. Ведь учеба, знания, чтение были в те годы неким «национальным проектом», сказали бы сейчас, когда что ни год, то «культуры», а ее все меньше и меньше. Как выразился нынешний президент, «культурки не хватает», хотя «культурки», с пошлыми попевками, плоскими шутками, примитивными, в большинстве, сериальными лентами, – ну выше головы, а подчас и кармана, ежели пойти на досуге в концертный зал или новомодный кинотеатр.
Так вот, мой «альбом кинокадров» начинался с фильма «Морской ястреб». Смотрел я его множество раз, к тому же прослушал лекцию «Советское кино в Великую Отечественную войну» в Доме культуры имени Ф.Э. Дзержинского, располагавшемся в жилом городке «Динамо», и хоть выстроили его до войны, он, со своей десятиэтажной «высоткой», является символом и теперешнего Екатеринбурга. В общем, узнал я про этот фильм почти все. И то, что съемки начались в осаждаемой немцами Одессе, и что члены съемочной группы в полном составе подали заявление в штаб флотилии с просьбой направить их на фронт, но получили ответ: «Ваш фронт делать для нужд фронта кино», и что выпустили «Морского ястреба» с эмблемами уже двух киностудий – Одесской и Ташкентской.
Рассказывалось же в фильме о том, как накануне войны наша подводная лодка со столь грозным наименованием уничтожила немецко-фашистскую подлодку, которая подделывалась при помощи всяких ухищрений под судно торговое, применив для этого средства похожие, но более действенные. Захватывающие сюжетные хитросплетения по «спецэффектам», разумеется, явно уступали теперешним «блокбастерам», но по смысловой наполненности далеко превосходили. Взрослые, в том числе воевавшие, тоже охотно ходили в свой выходной посмотреть этот фильм с детьми, узнавая, что сценарий его писал Николай Шпанов, автор популярнейших тогда исторических романов «Поджигатели» и «Заговорщики», а ведущую роль – командира «Морского ястреба» Александра Найдёнова – исполняет Иван Переверзев, хорошо им знакомый по предвоенной кинокартине «Моя любовь».
***
Напомним: 3 сентября (21 августа по старому стилю) 2014 года исполняется 100 лет со дня рождения Ивана Федоровича Переверзева (1914–1978), воистину выдающегося русского советского актера. Заслуженный артист РСФСР, Народный артист Российской Советской Социалистической Республики, Народный артист Советского Союза, Лауреат Сталинской премии I степени – это все яркие, поступательные итоги в творчестве, во всей судьбе Ивана Переверзева.
Былинная Русь из онежских сказов про Садко и Россия времен создания в 1773 году русского флота на Черном море, дни Октябрьской революции и период Гражданской войны за советскую власть, годы социалистического строительства и четырехлетняя борьба с гитлеровскими оккупантами, сложные послесталинские десятилетия с неоспоримыми, когда сравниваешь с наступившим безвременьем, успехами и, увы, досадными отступлениями, просчетами. И во всякой роли своей, смотря, главная она или совсем маленькая, актер Иван Переверзев выстраивал образ ярко индивидуальный, вбирающий в себя социальные приметы реальности в их нравственно-политической соотнесенности с собственным духовным идеалом человека, вышедшего из самой, что называется, гущи народной. Он родился ведь в наипростой крестьянской семье из деревни Кузьминки Орловской губернии, приехав в Москву, выучился на токаря, работал на заводе «Шарикоподшипник», пока не увлекся – со всей присущей ему страстью и любознательностью – искусством, и с ходу, без связей и протекции, поступил в училище при Театре Революции (ныне Театр имени Вл. Маяковского), выходил на его сцену в шекспировских «Двух веронцах» и в «Гамлете», да кино пересилило.
За сорок пять лет кинотворчества Иван Федорович показал нам людей различных эпох, классов, профессий, характеров. Но кто бы то ни был, всегда стремился он продумать, проанализировать, мысленно представить историю жизни изображаемого человека, чтобы с кондачка, не наскоро, чем любят порой бравировать любители импровизаций, перенести его образ на экран. Наиболее наглядный пример тому – симпатичный передовик соцсоревнования по золотодобыче Степан в картине «Парень из тайги» (1941), сын старого старателя и партизана Федора Кузьмича Потанина, кого сыграл патриарх отечественного кинематографа, первый среди киноактеров Народный артист РСФСР и Народный артист СССР, сам режиссер и сценарист, Владимир Ростиславович Гардин, по словам Переверзева, дружески и тепло помогавший ему увереннее себя чувствовать на съемочной площадке. Или вот тоже золотодобытчик, но еще в условиях прежней, капиталистической России, Тихон Кондратьевич Молоков из кинофильма Свердловской студии по рассказам Д.Н. Мамина-Сибиряка «Во власти золота» (1957). Или сдержанно-волевой генерал-лейтенант Яков Григорьевич Крейзер в «Третьем ударе» (1948) режиссера Игоря Андреевича Савченко и сценариста Аркадия Первенцева на Киевской киностудии имени А.П. Довженко, когда роль Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина исполнял Алексей Денисович Дикий, а рассказывалось в той картине об освобождении Крыма от фашистских захватчиков, что неведомый автор старой аннотации излагал, будто заглядывая в будущее: «Враги бросили огромные силы – войска и технику, – чтобы создать неприступную крепость и вымотать нашу армию на подступах к ней, но Крым был освобожден нашими героическими бойцами». Или ученый, заведующий клиническим отделением Иван Иванович Петренко в мосфильмовской ленте Абрама Роома и Александра Штейна «Суд чести» (1949), либералами совсем уж замалчиваемый, раз там речь идет о низкопоклонстве перед Западом, о необходимости борьбы с космополитизмом, что и ныне отнюдь не лишено злободневности.
***
Удивительным кажется умение Ивана Федоровича с одинаковой правдивостью, при точно найденных индивидуальных подробностях, сыграть видного военачальника и простого бойца, профессора и студента, руководителя предприятия и рабочего, начальника и подчиненного. Откуда это у крестьянского сына с Орловщины? Талант талантом, а стремление знать обо всем больше, тяга к совершенному, сноровка добиваться задуманного, не пасовать перед трудностями? А все от издревле сложенного характера русского человека, от души нашего народа, от его любознательности и веры в лучшее. Недаром о людях с таким характером говорят иной раз – орел! Мечтал с детства Переверзев Иван о море, хотел быть моряком. Море же – это ширь, глубина, красота, размах, в зеркале моря отражается небо с мириадами звезд, и хочется проникнуть в эти загадки мирозданья. С профессией морехода не получилось? Ничего, он освоит ее на экране, а с нею все другое, к чему сердце лежит. Вот командир-подводник Мезенцев в «Повести о «Неистовом» (1947) у Бориса Андреевича Бабочкина, актера и режиссера, «Чапая» нашего знаменитого; а это навеянный фольклорными мотивами Богатырь Мастер-На-Все-Руки в фильме-сказке «Волшебное зерно» (1942), поставленном по сценарию Алексея Симукова режиссерами Валентином Ивановичем Кадочниковым и Федором Ивановичем Филипповым, ныне незаслуженно забытыми; а вот и ученый Евгений Петрович Корнев в научно-фантастической ленте про то, как советские космонавты на космолете «Родина» спасли от гибели космонавтов американских. Роль заглавную сыграет Переверзев в кинодраме Леонида Лукова по литературным запискам Бориса Горбатова «Это было в Донбассе» (1945). От лица полковника Степана Андреевича Рябинина рассказывает он про судьбы мальчишек и девчонок, юношей и девушек, отстаивавших в оккупированном немцами городе родную советскую власть, водружая на их комендатуре красное знамя с его пятиконечной звездой, серпом и молотом. К слову будь сказано, подобное знамя стало и знаменем Республики Новороссии, только против защитников славянской земли двинулись уже не немецкие фашисты, а каратели из киевской сионо-фашистской хунты. Верим, что, как и в той кинокартине, победа будет за нашим Красным Знаменем!
***
Популярность пришла к Переверзеву словно бы запросто, сама собой. Без какого-либо напряжения, свойственного дебютантам в большой роли, сыграл он заводчанина, студента-заочника Гришу в комедии «Моя любовь» (1940) Владимира Владимировича Корш-Саблина, одного из основателей белорусской кинематографии, между прочим, внука Федора Адамовича Корша, адвоката и антрепренера, создателя общедоступного «Театра Корша». В роли Гриши, влюбленного, как и его товарищ Леша (Вольдемар Чобур), в бойкую, отзывчивую, но не без лукавства Шурочку (Лидия Смирнова), актер увидел возможность показать своего современника во всей полноте нравственных исканий, выявить в его личности те черты, те качества, которые нужно преодолевать, чтобы добиваться жизненных успехов честно, открыто, прямо, не уходя от ответственности за совершаемые поступки. Проигрывая любовную дуэль сопернику, Переверзев смело раздвигал собственное амплуа, казалось бы, благодаря привлекательным внешним данным, уготованное ему быть классическим героем-любовником. Поиски свои в этом направлении продолжил он в послевоенной картине «Первая перчатка» (1947), тоже комедии, показав боксера Никиту Крутикова вполне способным преодолеть пресловутую «звездную болезнь», правда, при деятельной заботе возлюбленной (Надежда Чередниченко), а сам актер стал воистину любимцем зрителей, с некоторым перевесом в прекрасной ее части. Надобно отметить, однако, что этому способствовал и тонко подобранный режиссером Андреем Владимировичем Фроловым актерский ансамбль – Владимир Володин, Сергей Блинников, Анастасия Зуева, Афанасий Белов, Мария Яроцкая, Владимир Грибков, Павел Оленев, а также совершенно артистичный чемпион СССР по боксу 1946 года в полутяжелом весе Анатолий Степанов.
Отдельно хочется сказать о прекрасной музыке в этих фильмах, востребованной и поныне. Но если песню Исаака Осиповича Дунаевского «Звать любовь не надо...» (стихи А. Д’Актиля) из «Моей любви» можно услышать сегодня от разных певцов и в эфире и даже, бахвалятся, на обильно оплачиваемых (за народный счет) и не особо целомудренных «корпоративах», то «физкультурные» песни на стихи Василия Лебедева-Кумача из «Первой перчатки», неподражаемо исполненные Владимиром Сергеевичем Володиным (Ивановым), премьером и зачинателем Московского театра оперетты, прославившимся кинокомедиями «Волга-Волга» и «Цирк», звучат, увы, слишком редко – и это в пору попыток реанимировать ГТО (Готов к труду и обороне)! Предпочитают демонстрировать собственного приготовления муляжи органов Homo sapiens под подобную же поп-музычку. А поп-певцы, те и вовсе принялись сами писать себе музыку тупым ритмом, немелодичную, незапоминающуюся, не доставляющую эстетического удовлетворения. Ну, скажите, какую-такую кантилену может произвести Филипп Киркоров, разряженный в непотребные одежды, разгуливая по своим непомерным апартаментам что в США, что в РФ, с клонированными отпрысками и американским санкциям не подверженный. А приятель и конкурент его по поп-цеху, «машинист времени» Макаревич, кричавший когда-то, что мир обязан «прогнуться» под него, но к старости подавшись намедни на Украину, холуйствовать перед новоявленными фашистами, ненавистниками Русской земли, вскормившей и вспоившей его! Что останется потомкам от сего «деятеля искусств»? Разве что руины «колонны Макаревича», долгие годы портившей исторические виды Великого Новгорода? Ну, это в порядке отступления, нелирического, конечно. Извините.
***
Комедийный жанр, однако, задержал Ивана Переверзева ненадолго. Больше тянуло актера к жанрам драмы, высокой трагедии, непременно с подоплекой социальной, общественно значимой, что позволяло создавать образы полнокровные, яркие, трогающие и сердце, и ум зрителей, к примеру, как в фильме «Урок жизни» (1955) Юрия Яковлевича Райзмана и Евгения Иосифовича Габриловича, авторов незабываемых «Машеньки» и «Коммуниста». Хотя социально-политическая обоснованность была целенаправленной тенденцией всего советского кинематографа, воспитывавшего в людях по-пушкински «чувства добрые».
Хитрые телевизионщики крутят сейчас популярные советские кинокартины – надо же зрительский рейтинг нагонять – под рубрикой «Легенды советского кино». Этим они, с одной стороны, следуют проказливой буржуазной привычке чего-нибудь чужое прихватить, а с другой стороны, вроде бы намекают, мол, вымыслы тут, выдумки, красивые сказки. Конечно, в наши туманные дни социальное равноправие, справедливые условия советской действительности могут показаться молодым, да и среднего возраста зрителям, той действительности не видевшим, чем-то невероятным, почти сказочным. Тогда вот вам легенда в ином смысле, то есть «повествование о жизни какого-либо лица»: «Тарас Шевченко» (1951) тех же, что и в «Третьем ударе», Савченко и Первенцева. Сыграв в этом фильме две роли – ссыльного студента-математика из Петербурга Сигизмунда Игнатьевича Сераковского и кочегара Ивана Ивановича Разина, – Иван Федорович Переверзев был удостоен Сталинской премии.
Дальше последуют фильмы, среди которых были и солдат русской армии Каторгин в совместной «Ленфильма» и «Болгарфильма» постановке картины «Герои Шипки» (1954) с широкоохватной режиссурой Сергея Васильева, соавтора действительно легендарного «Чапаева», и боцман Иван Григорьев в «Мичмане Панине» (1960) Михаила Швейцера, и матрос, комиссар, чекист Иван Федорович Веретилин в «Сокровищах Республики» (1964) Ивана Правова, и ротмистр Лучицкий в фильме Николая Ильинского по прозе Бориса Лавренева «Ярость» (1966), где лейтенанта Таунбенгена исполнял мой школьный товарищ, тоже собиравший когда-то «кадрики», Анатолий Иванов, заслуженный артист РСФСР, происходивший из старинной актерской династии Киселевских.
Многие кинофильмы с участием Ивана Переверзева поставлены по мотивам художественных произведений, что актер, по воспоминаниям коллег, очень любил. Он ведь был книгочеем заядлым, книга и сценарий часто лежали на его письменном столе рядом, а еще литературные журналы, о тех книгах писавшие. Оттого-то столь емкими, расцвеченные разными красками, несмотря на определенные недостатки, обвинения в пресловутой «лакировке», видятся нам переверзевские образы в картинах по романам «Далеко от Москвы» Василия Ажаева, «Кавалер Золотой Звезды» Семёна Бабаевского, «Битва в пути» Галины Николаевой.
Роман «Тишина» Юрия Васильевича Бондарева, теперь уже классика русской советской литературы, актер прочитал в журнале «Новый мир» прежде, чем начать сниматься у Владимира Павловича Басова в картине 1964 года с тем же названием, сыграв директора института Вячеслава Владимировича Луковского, искренне порадовавшись и проникновенной песне с музыкой Вениамина Баснера и стихами Михаила Матусовского: «Дымилась роща под горою, / И вместе с ней горел закат. / Нас оставалось только трое / Из восемнадцати ребят...»
А какой красивый дуэт Ивана Переверзева и Аллы Ларионовой получился в ролях Романа и Оксаны в картине «Полесская легенда» (1957) по В.Г. Короленко! А как сурово-романтичен моряк Лонгрен, отец Ассоль, в экранизации Александром Лукичем Птушко гриновских «Алых парусов»(1961)! А разве схематичен, далек от жизни переверзевский секретарь райкома Иван Дмитриевич в ленте Евгения Семёновича Матвеева «Цыган» (1967) по повести Анатолия Калинина? Лишь последнюю свою роль – Марея Гордеевича Добролетова из романа Георгия Маркова «Соль земли» – не смог уже Иван Федорович из-за болезни сыграть во всю свою силу, и озвучивать ее в ленфильмовском телесериале режиссера Искандера Хамраева пришлось другому актеру. Спустя несколько месяцев, 23 апреля 1978 года, Ивана Федоровича Переверзева не стало...
Берешь с полки то одну, то другую из этих книг, просматриваешь в интернете киноленты с участием Переверзева и яснее понимаешь, почему он, тридцатисемилетний актер, находясь в самом расцвете недюжинного дарования, вступает в Коммунистическую партию именно в 1953 году, когда скончался Иосиф Виссарионович Сталин. Советская страна находилась на подъеме, подлечив немного пока еще свежие боевые раны, продвигалсь она и дальше славным, геройским путем, преодолевая ошибки, просчеты, упущения. Ею, страной нашей, гордились честные люди других стран, в идеях Ленина и Великого Октября увидев на практике преимущества социалистического, народного строя, разглядев и «собственную путеводную звезду», как писал западный публицист. Но впереди было и много неизведанного, неотчетливого, и он, актер Иван Переверзев, лично причастный к этому восхождению, должен – нет, обязан! – судьбою своею лично поклясться в преданности избранному творческому, душевному, гражданскому идеалу. И сколь ни горек был тот год, сколь ни была неотчетливой будущность, он с новым вдохновением взялся за работу над образом Федора Федоровича Ушакова, образом неотступно и всецело героическим, в кинодилогии «Адмирал Ушаков» (1953) и «Корабли штурмуют бастионы» (1953) Михаила Ильича Ромма, члена ВКП(б) с 1939 года, лауреата пяти Сталинских премий. А вот и награда, да какая неожиданная: облик советского актера здесь настолько слился в представлении зрителей с обликом великого русского флотоводца, что даже памятник ему в Херсоне лицом похож на артиста Ивана Переверзева.
***
Фильмы эти нет-нет и показывают по телевидению, в том числе по так называемым «социальным каналам», словно личный кинотеатр в дорогом коттедже чиновника или олигарха не социальный. «Социальный», да еще какой! Вообще-то сегодняшний «тренд» на «воспитание патриотизма» тоже верный. Зрителям давно прискучила американщина, да и «свои» подделки под нее – с картонными драками, убийствами, поспешными, а то вдруг «неземными» любовными приключениями. Но почему только к спорту относится данный «тренд», а лучше, точнее сказать, все-таки «тенденция»? Вышла кинолента «Легенда № 17», получившая госпремию, правда, про советских хоккеистов, а не нынешних, поскольку последние, воспитываясь под девизом «Бери от жизни все!», подчас толком и не знают, где у них отечество, за кого и с кем выгоднее бороться.
Появилась недавно и новая версия о борце-богатыре Иване Поддубном, в которой начисто проигнорирована его советская настроенность после революции, смолчали авторы и насчет званий и наград ему от Советского государства. Правильно написали по данному поводу в газете «Пенальти» Невского края мастер спорта СССР, известный профессор-искусствовед Анатолий Дмитренко и член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, филолог-русист Геннадий Морозов: «В 1939 году борцу цирка Ивану Максимовичу Поддубному было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР»; в 1945 году присвоили ему звание «Заслуженный мастер спорта СССР»; а с 1962 года в СССР регулярно проводились международные турниры борцов, посвященные памяти этого выдающегося русского человека, выдающегося спортсмена, подлинного, почти былинного героя. Трудно представить, что авторы и продюсеры фильма не знают об этих фактах».
Еще и такой «тренд», будь он неладен, запустили нынче – сооружать некие «ремейки» (в буквальном переводе «повторное деланье») по сюжетам классических советских кинофильмов, чтобы и те подпортить, выхоластив их идейно-патриотический смысл, и свои руки погреть на не своих, опять же, успехах. В первую голову взялись за комедии. И как пошел на такое Эльдар Александрович Рязанов, почти легенда отечественной кинокомедии? Ну ни в жизнь не сможет ни в какой «Карнавальной ночи – 2» Сергей Маковецкий переиграть Игоря Ильинского, а Валентин Гафт – незаменимого Сергея Филиппова с его «лектором общества по распространению», с кличем «Люди, ау!» по сценарию талантливых советских остроумцев Бориса Ласкина и Владимира Полякова. Ба, в «Сослуживцах»-то, «ремейке» «Служебного романа», секретаршу играет Павел Воля из шоу «Комеди клаб», мужчина же вроде, и пусть не уверяет нас режиссер Сарик Андриасян, дескать, это совсем новый фильм. За вроде беспроигрышным Шерлоком Холмсом погнались, никак завидуя Игорю Федоровичу Масленникову, что его картина понравилась и чопорной королеве английской, вот только легковесный Игорь Петренко не чета Василию Ливанову, а дворецкий Брентон у Леонида Ярмольника, родившегося в далеком селе Гродеково Приморского края, будто в этом простецком местечке так и живет. Куда ему до дворецкого Бриггса, сыгранного Иваном Федоровичем Переверзевым в «Чисто английском убийстве» (1974), словно сам он рос не в среднерусской глубинке, а среди английских аристократов. Добрались «ремейкеры» и до героики, покусившись на «Семнадцать мгновений весны»: покрасили строгую черно-белую картину в яркий цвет, у Штирлица губы стали, ровно у женщины, Мюллер же из «истинного арийца» превратился в размалеванного коверного старого провинциального цирка. И все глумливые потуги эти финансируются не без государственных вложений, денег народных, разбазариваемых под прикрытием разглагольствований о необходимости «воспитания» современной молодежи. Наблюдаешь такую псевдопатриотическую вакханалию, и не выходят из головы слова вечно актуального М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Налегают на патриотизм, значит, проворовались».
***
А Иван Федорович Переверзев, наряду с образами характерными, продолжал работать над образами героическими, и собирательными и нередко конкретными – с именем, фамилией, должностью, званием. Тут и ученый-естествоиспытатель Василий Васильевич Докучаев в ленте «Леннаучфильма», и Дмитрий Николаевич Медведев в картине «Сильные духом» (1967) по его книгам о советском разведчике Николае Кузнецове, ставшим сценарной основой для Свердловской киностудии, и вымышленные начальник штаба Конармии в «Новых приключениях неуловимых» (1968), начальник ЧК Смирнов в фильме «Корона Российской Империи, или Снова неуловимые» (1971) Эдмонда Гарегиновича Кеосояна, и совершенно реальный дважды Герой Советского Союза, генерал Василий Иванович Чуйков из киноэпопеи «Освобождение» (1971) Юрия Николаевича Озерова. Мне же не забыть полюбившийся с детских лет кинофильм Игоря Андреевича Савченко по сценарию Леонида Соловьёва «Иван Никулин – русский матрос» (1944) – об отважных защитниках нашего Отечества, где погибал и главный герой, исполненный Переверзевым с неподдельной душевной искренностью, сердечной взволнованностью, что навеяны и песней: «На ветвях израненного тополя / Теплое дыханье ветерка. / Над пустынным рейдом Севастополя / Ни серпа луны, ни огонька». Мы, у кого отцы с фронта возвратились, смотрели фильм этот по многу раз. Другие, взрослые даже, уходили, бывало, не выдерживая, а в зале, то там, то тут, раздавались едва сдерживаемые рыдания...
Вечная благодарность Советскому Искусству за светлое очищение и возвышение души человеческой.
С мыслью о нашей Советской Родине шел в свой последний, решительный бой Иван Никулин, русский матрос.
Узами теплой любви к Советской Родине и к Советскому Искусству связал свою судьбу Иван Переверзев, русский актер.
Адмирал Ушаков (в исполнении Ивана Переверзева) о русском народе. Из фильма «Корабли штурмуют бастионы»: