Существовала ли страна амазонок
В мифах и преданиях древних греков не раз упоминается о стране амазонок, которую населяли воинственные и прекрасные женщины. Согласно древним, преданиям они пытаясь сохранить род вступали в брак с мужчинами других племен, но, зачав от них, отсылали мужей на родину. Родившихся мальчиков отдавали отцам, а девочек оставляли у себя и воспитывали их так, чтобы они стали такими же храбрыми и искусными в боевом деле воительницами, как и их матери. Их стремление к овладению приемами использования всех видов оружия было таково, что по преданию амазонки выжигали себе правую грудь, чтобы удобнее было метать копье или натягивать тетиву тяжелого лука.
Именно в стране амазонок совершил свой 9-й подвиг величайший герой Древней Греции Геракл, сын бога-громовержца Зевса и смертной женщины Алкмены.
Царь Эврисфей послал Геракла в страну амазонок за поясом царицы амазонок Ипполиты. Этот пояс ей подарил бог войны Арес, и носила она его как символ своей власти над всеми амазонками. Геракл отправился в далекий путь с небольшим отрядом воинов, среди которых был и славный герой Аттики Тесей.
Страна амазонок со столицей Фемискирой по представлению древних греков находилась на самых дальних берегах Эвксинского Понта (Черного моря), которые во времена, предшествовавшие великой греческой колонизации побережья западного Средиземноморья и Черного моря в VIII-VI вв. до н.э., считались поистине краем света.
Когда корабль Геракла пристал к причалу в Фемискире, то амазонки во главе с царицей вышли навстречу герою. Геракл сразу же заявил Ипполите, что послан царем Микен Эврисфеем за ее поясом, подарком бога Ареса. Прекрасная амазонка уже была готова добровольно отдать Гераклу свой пояс, Богиня Гера, желая погубить ненавистного ей Геракла, приняла вид амазонки и стала убеждать прекрасных воительниц напасть на отряд героев.
Амазонки взялись за оружие и напали на греков. Во главе войска амазонок неслась быстрая как ветер Аэлла. И она первой напала на Геракла, но он, отразив натиск, обратил амазонку в бегство, настиг и убил ее. Амазонка Протея сразила семь спутников Геракла, но сама пала, пораженная его стрелой.
Затем Геракл поразил палицей семь напавших на него амазонок. Он взял в плен Меланиппу и Антиопу, после чего все войско амазонок обратилось в бегство. Пришлось амазонкам заключить с Гераклом мир. Царица Ипполита обменяла могучую Меланиппу на свой пояс, а Антиопу Геракл отдал в награду Тесею за его храбрость.
Царь Афин герой Тесей женился на Антиопе и пышно отпраздновал свою свадьбу. Амазонки решили отомстить грекам и освободить Антиопу от тяжкого, как они думали, плена у Тесея. Они вторглись с большим войском в Аттику и осадили Афины. Затем воительницы ворвались в город и заставили афинян укрыться в неприступном акрополе. Афиняне не прекращали вылазок, и, наконец, произошла решительная битва. Антиопа сражалась рядом с мужем против бывших боевых подруг, так как горячо полюбила Тесея. В ходе битвы Антиопу поразило насмерть вонзившееся в грудь копье. Тесей в горе склонился над телом жены. Сражение прекратилось. Полные скорби, амазонки и афиняне похоронили молодую прекрасную царицу. Амазонки покинули Аттику и возвратились на далекую родину.
Согласно преданию, по пути в Колхиду посетили страну амазонок и аргонавты на корабле «Арго». О том, что амазонки проживали в Малой Азии, первым указал Гомер в «Илиаде», где амазонки по-соседски помогают троянцам одолеть греков. «Отец истории» Геродот в V в. до н.э. утверждал, что амазонки первоначально жили в Малой Азии в Каппадокии, а впоследствии они будто бы переселились в Скифию, где положили начало племени савроматов. Так что для античных авторов страна амазонок была не поэтическим вымыслом, а реальностью. Однако никто из греков никогда никакую страну амазонок не посещал.
Древнегреческие и древнеримские поэты в своих поэмах рассказали об участии легендарных амазонок в Троянской войне между Троей и объединенным войском государств ахейской Греции, которая велась, по современным воззрениям, во второй половине XIII в. до н.э.
После гибели троянского героя Гектора тяжелые времена настали для осажденной Трои. Но неожиданно пришла помощь. С далеких берегов восточного Понта явились на помощь Трое конные отряды амазонок во главе со своей царицей Пенфесилией. Царица хотела искупить свою вину перед богиней-охотницей Артемидой, покровительствовавшей троянцам. Пенфесилия на охоте нечаянно убила свою сестру, и Артемида особо гневалась на нее за это. Царь Трои Приам принял царицу амазонок как родную дочь и устроил в ее честь шикарный пир.
На следующий день амазонки в блестящем вооружении выступили во главе троянцев против греков. Началась кровопролитная битва. Пенфесилия со своими амазонками сразили множество ахейцев.
Память о легендарных прекрасных воительницах воскресла в Западной Европе в эпоху Возрождения, когда усилился интерес к античной культуре. В эпоху великих географических открытий стали искать страну амазонок в недавно открытом Новом Свете, на Американском континенте.
Гонсало Писарро, брат знаменитого завоевателя Перу Франциско Писарро, в феврале 1541 г. вышел из Кито (столица современного Эквадора) с отрядом из 320 испанцев и 4000 индейцев-носильщиков. В декабре того же года в поисках новой «золотой страны» отряд перевалил Восточную Кордильеру и открыл полноводную р. Напо, один из притоков верхней Амазонки. Г. Писарро с отрядом поплыл вниз по реке и впервые добрался до Амазонской низменности.
Для плавания по реке всего отряда не хватало судов, а по берегу через заболоченные джунгли двигаться было невозможно. Кончались запасы продуктов, начался голод. Г. Писарро выслал на разведку и за провиантом вниз по Напо Франсиско Орельяну с 57 испанцами на построенной на берегу реки бригантине и четырех каноэ. С Орельяно поплыли два монаха, один из которых, Гаспар Карвахаль, составил описание этого путешествия.
Быстрое течение за несколько дней унесло испанцев за сотни километров от места нахождения Г. Писарро, а по берегам реки им все еще не встретилось ни одного селения. Орельяно и его солдаты страдали от голода. Только с 5 января 1542 г. стали попадаться деревни, где возможно было добыть продукты. Возвратиться обратно было невозможно, по реке против течения плыть на веслах пришлось бы не один месяц, а по суше дороги просто не было. Орельяна решил плыть до моря.
12 февраля бригантина прошла место, где соединяются три реки, и самая большая из них была «широка, как море». Так они вышли на Амазонку. В марте-апреле испанцы построили вторую бригантину и 24 апреля поплыли по течению на восток через абсолютно неведомую страну. Проходили недели, а конца плавания не было видно. В громадную реку впадали огромные притоки. Испанцы страшно страдали от укусов москитов. В редких селениях на берегу они отбирали или выменивали у индейцев продукты.
В середине мая отряд вступил в густо населенную «страну Омагуа», вероятно, между низовьями рек Журуа и Пурус.
Все плавание по великой реке продолжалось почти 6 месяцев. Испанцы покрыли палубами оба судна, сшили паруса из своих перуанских плащей и поплыли на север вдоль материкового побережья. Наконец 11 сентября Орельяна достиг испанского поселения на о. Маргарита.
Не все поверили рассказам Орельяны и Карвахаля. Некоторые историки считают, что они все выдумали о «республике женщин воительниц-амазонок». В течение XVI-XVII вв. несколько раз отправлялись отряды по следам Орельяны, но никаких амазонок не обнаруживали.
Любопытно, что в речи индейцев некоторых племен, населяющих внутренние районы Южной Америки, имелись слова, обозначавшие «страна безмужних женщин» и «страна женщин, которые живут одни». Учеными отмечена одна из легенд индейцев Амазонии, по которой воинственные женщины живут без мужчин, но в апреле приглашают к себе в селение Мужчин из соседних племен. Рожденных после этого мальчиков убивают. Как видим, эта легенда во многом совпадает с древнегреческими мифами о прекрасных амазонках.
Знаменитый немецкий ученый Александр Гумбольдт, путешествовавший по Южной Америке в начале XIX в., попытался объяснить происхождение рассказов конкистадоров об индеянках-амазонках следующим образом. Испанцы не раз нападали на индейские деревни в тот момент, когда мужчин там не было: они в это время воевали с соседними племенами или охотились. Индейские женщины, спасая детей и себя, оказывали яростное сопротивление конкистадорам. Отсюда и появление рассказов о будто бы встреченных испанцами амазонках.
В подтверждение этой гипотезы следует отметить, что путешественники, посетившие Амазонию в 30-х гг. XX в., сообщали о том, что индеанки тех мест активно участвовали в битвах между индейскими племенами и между индейцами и пришлыми чужаками-охотниками и искателями сокровищ.
Для справедливости необходимо отметить, что Орельяна и его спутники совершили удивительное путешествие. Они первые пересекли с запада на восток, от океана до океана таинственный и неисследованный Южно-Американский континент почти в самой широкой его части, открыли на протяжении более 3 тыс. км все среднее и нижнее течение Амазонки - крупнейшей в мире реки по величине стока, по водоносности и по площади своего бассейна, - и доказали, что «Пресное море» Пинсона - это и есть устье Амазонки, по которой можно проплыть на судах от Атлантического океана до предгорий Анд.
Отметим, что сказания об амазонках - это в какой-то степени отражения воспоминаний об эпохе матриархата, одной из форм общественного устройства первобытно-общинного общества, при котором существовало доминирующее положение женщин в роду. Именно на основе анализа древне-классических мифов, в том числе и сказаний об амазонках, ученые и выделили этот период в истории человечества. Любопытно, что пережитки матриархата сохраняются у ряда народностей в Индонезии, Микронезии и др. местах, а также прослеживаются в старинных мифах, преданиях и сказках многих народов мира.